Педагогічні умови формування професійних здібностей вихованців ліцеїв юридичного профілю : автореф. дис.

Вантажиться...
Ескіз

Дата

2001

ORCID

DOI

Науковий ступінь

Рівень дисертації

Шифр та назва спеціальності

Рада захисту

Установа захисту

Науковий керівник

Члени комітету

Видавець

Кривий Ріг

Анотація

Дисертація присвячена питанням формування професійних здібностей у вихованців ліцеїв юридичного профілю. Здійснено систематизацію сучасних наукових підходів до проблеми здібностей. Теоретично обґрунтовано педагогічні умови формування професійних здібностей у вихованців ліцеїв юридичного профілю. До них віднесено: організацію навчання й виховання здібної до юриспруденції молоді за профільно-рівневою освітньою моделлю;здійснення конкурсного відбору серед абітурієнтів; формування професійних здібностей у контексті особистісно орієнтованої парадигми на принципах діяльнісного підходу, педагогічної взаємодії, співпраці й співтворчості; забезпечення наступності в роботі юридичних ліцеїв і вищих юридичних навчальних закладів.
Thesis is devoted to the problem of forming of capacities of jurisprudence lyceum pupils. Systematization of the modern scientific points of view to the matter of capacities has been worked up. Comparative characteristic of the principal educational models has been done by the parameters of the effectiveness of senior teenager capacities forming. Pedagogical conditions of forming of professional capacities of jurisprudence lyceum pupils - organization of teaching and bringing up youth, gifted in jurisprudence, by profile graded educational model; using of competition in selection from teeenagers; forming of professional capacities in the context of individual oriented paradigm as a principal of pedagogical co-operation, interaction and creation; guaranteeing of continuity in working of jurisprudence lyceums and high educational establishments – have been theoretically founded and practically verified.
Диссертация посвящена вопросам формирования профессиональных способностей у воспитанников лицеев юридического профиля. Осуществлена систематизация современных научных подходов к проблеме способностей. Выявлены существенные отличия указанных подходов в трактовке основных понятий теории способностей, определении структуры профессиональных способностей, уровней и этапов их развития. Доказана целесообразность осуществления педагогических исследований в контексте онтологического подхода, так как понимание профессиональных способностей как системного объединения общих и специальных познавательных, коммуникативных способностей и способностей к регуляции даёт возможность четко определить их компонентный состав, а определение этапов формирования - разработать научно обоснованную программу формирования отдельных способностей, что входят в симпто-мокомплекс юридических способностей. В процессе научного анализа существующих в педагогике и психологии способностей концепций и теорий выявлены три наиболее влиятельных подхода: генетический, который в детерминации способностей человека отводит основную роль наследственности, средовой, представители которого считают определяющим фактором развития психических способностей внешние условия и генотип-средовой, приверженцы которого считают, что уровень развития способностей определяется как наследственными факторами, так и влияниями среды. Выяснено, что основные положения указанных теорий нужно рассматривать какконцептуальную основу, на которой базируются образовательные системы, создавая педагогически целесообразную среду для формирования способностей у учеников. Представлена сравнительная характеристика (по параметрам эффективности процесса формирования способностей) основных образовательных моделей - отборочно-поточной, постановочной, профильно-уровневой, модели “смешанных способностей”. Теоретически обоснована необходимость организации обучения и воспитания способных старшеклассников в соответствии с моделью профильно-уровневой дифференциации. Выявлено, что в мировой образовательной практике наиболее распространенным типом средних общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений, в которых реализуется модель профильно-уровневой дифференциации, является лицей. Современные лицеи имеют статус престижных учебно-воспитательных учреждений, целью которых является подготовка интеллектуальной элиты, в 11 странах Европы. Выяснено, что идея создания в Украине лицеев юридического профиля возникла в процессе поиска эффективных путей реформирования системы юридического образования. Сегодня в нашей стране работают лишь четыре лицея юридического профиля. Юридический лицей в г. Харькове основан в 1996 г. Приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности лицея определена задача формирования профессиональных способностей на базе общеобразовательной подготовки способных к юридической профессии старшеклассников. Теоретически обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия формирования профессиональных способностей у воспитанников лицеев юридического профиля: организация обучения и воспитания в соответствии с моделью профильно-уровневой дифференциации; осуществление конкурсного отбора среди абитуриентов на основе вступительных экзаменов и тестирования; формирование профессиональных способностей на принципах индивидуального подхода, педагогического взаимодействия, сотрудничества в контексте личностно ориентированной парадигмы с использованием элементов знаково-контекстного обучения; формирование профессиональных способностей на принципах деятельностного подхода в контексте теории развивающего обучения; обеспечение преемственности в работе юридических лицеев и высших юридических учебных заведений. Разработана и научно обоснована программа реализации педагогических условий формирования профессиональных способностей у воспитанников лицеев юридического профиля в урочной и внеурочной учебно-воспитательной работе.

Опис

Клочко, А.М. Педагогічні умови формування професійних здібностей вихованців ліцеїв юридичного профілю : автореф. ...канд. пед. наук : 13.00.04 / Клочко Анатолій Миколайович; Криворіз. держ. пед. ун-т. - Кривий Ріг, 2001. - 20 с.

Ключові слова

Освіта. Педагогіка. Education. Pedagogy. Образование. Педагогика, Автореферати дисертацій. Abstracts of Theses. Авторефераты диссертаций, Україна. Ukraine. Украина, 13.00.04, здібності, педагогічні умови, формування професійних здібностей, симптомокомплекс здібностей до юридичної діяльності, юридичний ліцей, ліцеїсти, capacities, pedagogical conditions, forming of professional capacities, professional capacities, symptomocomplex of capacities for jurisprudence activity, jurisprudence lyceum, lyceum pupils, способности, педагогические условия, формирование профессиональных способностей, симптомокомплекс способностей к юридической деятельности, юридический лицей, профессиональные способности

Бібліографічний опис