Перегляд адміністративних актів органів внутрішніх справ : автореф. дис.

Вантажиться...
Ескіз

Дата

2011

ORCID

DOI

Науковий ступінь

Рівень дисертації

Шифр та назва спеціальності

Рада захисту

Установа захисту

Науковий керівник

Члени комітету

Видавець

Харків

Анотація

Дисертацію присвячено аналізу інституту перегляду адміністративних актів органів внутрішніх справ України. Визначено поняття, особливості та види адміністративних актів органів внутрішніх справ, поняття, значення та способи забезпечення їх законності. Охарактеризовано процедури перегляду адміністративних актів органів внутрішніх справ за ініціативою осіб, інтересів яких вони стосуються, перегляду вказаних актів у порядку контролю та прокурорського нагляду. Визначено особливості судового перегляду адміністративних актів органів внутрішніх справ, зокрема перегляду адміністративних актів органів внутрішніх справ у судах першої інстанції, з’ясовано сутність та особливості рішень судових апеляційних та касаційних інстанцій, прийнятих з питань перегляду зазначених актів.
The dissertation deals with the institution of review of administrative acts of the internal affairs bodies of Ukraine. The notion, types and peculiarities of administrative acts of internal affairs bodies as well as the concept, importance and ways to ensure their legality have been defined. Procedures for review of administrative acts of the internal affairs bodies at the initiative of the persons whose interests they concern, and the review of these acts as a matter of control and prosecutor's supervision have been characterized. The peculiarities of judicial review of administrative acts of the internal affairs bodies, in particular the review of administrative acts of the internal affairs bodies in the trial courts have been determined.. The essence and peculiarities of appellate and cassation courts’ decisions taken regarding the review of these acts have been ascertained.
Диссертация посвящена анализу института пересмотра административных актов органов внутренних дел Украины. В ходе исследования сформулировано определение административного акта органов внутренних дел как подзаконного, общеобязательного, властного, гарантированного государством одностороннего решения указанных органов, их подразделений (должностных лиц), которое содержит нормы права или индивидуальные предписания, направленные на исполнение задач и функций этих органов, связанного с возникновением, изменением или прекращением правоотношений. Получила дальнейшее развитие классификация административных актов органов внутренних дел по конкретным критериям: по юридическим свойствам; по форме волеизъявления; по порядку принятия; в зависимости от субъекта принятия; по форме; по предмету правового регулирования; в зависимости от степени открытости. Приведены основные свойства и требования, предъявляемые к административным актам органов внутренних дел: подзаконный характер, односторонний порядок принятия, волевой характер, издание в рамках разрешенной компетенции, надлежащее оформление. Законность административных актов органов внутренних дел, как и законность административных актов в целом, характеризуется как их полное соответствие законам и правовым актам вышестоящих органов управления, качество, которое приобретается правовыми актами в процессе их издания и воплощения в жизнь. Учитывая специфику задач, которые государство возлагает на органы внутренних дел, административные акты указанных органов зачастую ограничивают права и свободы частных лиц. Поэтому одним из главных требований, предъявляемых к административным актам органов внутренних дел, является требование соблюдения законности. В зависимости от полноты соблюдения требований законности и юридической обоснованности административные акты органов внутренних дел классифицированы на правомерные и дефектные. Последние объективно нуждаются в пересмотре. Такой пересмотр возможен в административном или судебном порядке. Пересмотр административных актов органов внутренних дел в административном порядке инициируется лицами, интересов которых они касаются, а также осуществляется в порядке контроля и прокурорского надзора. Определена нормативная база, которая регулирует порядок пересмотра административных актов органов внутренних дел, инициируемый лицами, интересов которых касается акт. Предложено устранить противоречия между положениями Закона Украины «Об обращении граждан» и КоАП Украины относительно срока подачи обращений. Определены основные пути развития и совершенствования процедуры пересмотра административных актов органов внутренних дел в административном порядке. Пересмотр административных актов органов внутренних дел по инициативе органа, непосредственно издавшего акт, в большинстве случаев происходит в связи с необходимостью приведения его в соответствие с только что принятыми законами и другими нормативно- правовыми актами. Такая необходимость возникает в процессе ежедневной управленческой деятельности, то есть в порядке контроля. Контроль рассматривается и как действенный способ выявления несоответствий административных актов органов внутренних дел установленным к ним требованиям, выявления устаревших и неактуальных административных актов. Наиболее эффективными видами контроля по административным актам органов внутренних дел названы правовая экспертиза, регистрация данных актов. Прокурорский надзор рассматривается как отдельный способ обеспечения законности и дисциплины в публичном управлении, в том числе законности административных актов. Определяются особенности пересмотра административных актов органов внутренних дел в порядке прокурорского надзора. При выявлении административных актов органов внутренних дел, не отвечающих требованиям закона, прокурор или его заместитель в рамках своей компетенции имеют право опротестовать указанные акты. Органы прокуратуры, сами не имеющие полномочий отменять незаконные административные акты органов внутренних дел, активизируют, расширяют деятельность контрольных органов в этом направлении путем внесения на их рассмотрение протестов на незаконные административные акты и использования иных надзорных форм реагирования на них. Дана общая характеристика административного судопроизводства в Украине. Определены особенности судебного пересмотра административных актов органов внутренних дел, в частности, правового статуса сторон в административных делах, возникающих из указанных споров, рассмотрения таких дел судом первой инстанции. Отдельно определяются особенности принятия решений судебными апелляционными и кассационными инстанциями по вопросам пересмотра административных актов органов внутренних дел.

Опис

Пчелін, В. Б. Перегляд адміністративних актів органів внутрішніх справ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.07 / В. Б. Пчелін; Харк. нац. ун-т внутр. справ. - Харків, 2011. - 18 с.

Ключові слова

Адміністративне право та процес. Адміністративна діяльність. Administrative Law and Procedure. Administrative Activity. Административное право и процесс. Административная деятельность, Автореферати дисертацій. Abstracts of Theses. Авторефераты диссертаций, Україна. Ukraine. Украина, 12.00.07, Органи внутрішніх справ. Internal affairs agencies. Органы внутренних дел, Internal Affairs Agencies, органы внутренних дел, адміністративні акти, законність правових актів, перегляд адміністративних актів, контроль, нагляд, судовий перегляд, административные акты, законность правовых актов, пересмотр административных актов, надзор, судебный пересмотр, administrative acts, legality of acts, review, control, supervision, judicial review

Бібліографічний опис