Серія ПРАВО. Випуск 40. Том 1 ♦ УДК 340.1 ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ THE MAIN WAYS OF FORMATION PROFESSIONAL LEGAL CONSCIOUSNESS AND LEGAL CULTURE OF LEGAL PROFESSION’S REPRESENTATIVES Устименко Е.С., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и международного права факультета № 4 Харьковского национального университета внутренних дел В статье представлен анализ понятий «сознание», «культура», «правосознание» и «правовая культура». Обо- сновано значение правосознания и правовой культуры в профессиональной деятельности представителей юриди- ческих профессий. Сформулированы общие и специфические способы формирования профессионального право- сознания и правовой культуры представителей юридических профессий. Ключевые слова: культура, профессиональное правосознание, профессиональная правовая культура, право- вое образование, юридическая практика. У статті представлено аналіз понять «свідомість», «культура», «правосвідомість» та «правова культура». Об- ґрунтовано значення правової свідомості та правової культури в професійній діяльності представників юридичних професій. Сформульовані загальні та специфічні способи формування професійної правосвідомості та правової культури працівників юридичних професій. Ключові слова: культура, професійна правосвідомість, професійна правова культура, правова освіта, юридич- на практика. The author analyzes definitions of “consciousness”, ”culture”, “legal consciousness” and “law culture” in the article. The significance of legal consciousness and law culture in professional activity of legal profession’s representatives is considered. The common and specific formation ways of professional legal consciousness and law culture of legal profession’s representatives are formulated. Кеу words: culture, professional legal consciousness, professional law culture, legal education, legal practice. Постановка проблемы. Правосознание и право- янц, П. Рабинович, О. Скакун, Н. Соколов и другие, вая культура занимают важное место в жизни каж- в работах которых эти категории обрели новую сущ- дого гражданина, но особую роль они выполняют ность и значимость. в профессиональной деятельности представителей Цель статьи. В своей статье мы считаем целе- юридических профессий. сообразным не только изложить анализ понятий На сегодняшний день уровень правосознания и «профессиональное правосознание» и «профессио- правовой культуры представителей юридических нальная правовая культура», но и выделить общие и профессий не в полной мере отвечает должному, специфические способы формирования правосозна- поэтому возникает необходимость в качественном ния и правовой культуры представителей юридиче- формировании и эффективном повышении вышеу- ских профессий. казанного уровня. Эта проблема актуализируется и Изложение основного материала. Сложность и тем, что именно от уровня правосознания и правовой многогранность вопросов правового сознания и пра- культуры зависит успешное и качественное выпол- вовой культуры, профессионального правосознания нение профессиональных обязанностей, соблю- и правовой культуры представителей юридических дение и защита прав, свобод, законных интересов профессий приводят к необходимости определения человека и гражданина. Кроме того, правосознание направлений их изучения. Методологической осно- и правовая культура в деятельности представителей вой данной научной статьи является система обще- юридических профессий являются определенными научных, философских и специальных методов факторами уважения к праву, которые корректируют научного познания, среди которых: диалектический, их правовые действия и способствуют соблюдению психологический, системно-функциональный, соци- норм права и действующего законодательства. ологический, системно-структурный и другие. Все Степень изученности. Проблеме правового методы научного познания будут использованы ком- сознания и правовой культуры уделялось доста- плексно. точное внимание в разные времена. Исследования Исследованием понятий «правовое сознание» категорий «правовое сознание» и «правовая куль- и «правовая культура» занимались ученые разных тура» проводили такие ученые, как Е. Аграновская, поколений, начиная с работ ученых-философов и С. Алексеев, А. Головко, Е. Лукашева, П. Баранов, заканчивая научной доработкой современности. В. Каминская, В. Коробка, Н. Костицкий, В. Нерсе- Однако и в наше время наиболее исследованными 20 Науковий вісник Ужгородського національного університету, 2016 ♦ являются общетеоретические аспекты указанной ления), а также в степени гарантированности госу- проблематики. дарством и гражданским обществом прав и свобод Прежде чем проанализировать понятия «правосо- человека [5, с. 213]. Очевидным является то, что ука- знание» и «правовая культура», которые отображены занное определение дается в широком значении, тогда в научно-юридической литературе, необходимо уде- как более узкое понятие правовой культуры может лить внимание определению понятий «сознание» и звучать, на наш взгляд, так: правовая культура – это «культура». разновидность культуры, которая состоит из системы Итак, под сознанием подразумевают внутрен- правовых знаний, ценностей, понятий и принципов ний мир чувств, мыслей, идей и других духовных права, которые способствуют правовой деятельности феноменов, которые непосредственно не восприни- лиц и формируют позитивное отношение к праву и маются органами чувств и принципиально не могут действующему законодательству. стать объектами предметно-практической деятель- Правовое сознание и правовая культура взаимос- ности ни самого сознающего субъекта, ни других вязаны и взаимозависимы. людей [1, с. 632–633]. В рамках исследования предмета данной науч- Следует заметить, что с помощью сознания чело- ной статьи целесообразным, на наш взгляд, является век может регулировать, оценивать и контролиро- рассмотрение такого вида правосознания и правовой вать свои собственные действия и действия окружа- культуры, как профессиональный, так как именно ющих; формировать определенные чувства и эмоции этот вид характерен для представителей юридиче- относительно разных событий и т.д. Сознание также ских профессий. способствует выбору верного решения в сложной Как справедливо отмечает Н.Я. Соколов, про- жизненной ситуации. фессиональное правосознание является одним из Что касается определения понятия «культура», видов общественного сознания, которое активно то существует множество разных подходов к пони- функционирует, потому что оно связано с практикой манию ее сущности, которые дополняют друг друга правового строительства, обеспечением эффектив- для более целостного изучения этого сложного ности влияния права на общественные отношения понятия. Культуру определяют как: уровень разви- [6, с. 24]. Профессиональную правовую культуру тия общества; специфическую систему норм, ценно- по аналогии можно определить как правовую куль- стей, которые отличают одно общество от другого, туру людей, которые профессионально занимаются способствуют его интеграции [2, с. 9]; показатель правовой деятельностью, имеют высокий уровень духовной жизни, материальной деятельности людей; правовых знаний, внимательно и ответственно отно- способ обмена информацией между членами обще- сятся к праву и практике его применения. ства и т.д. Из этого следует, что профессиональное право- Чрезвычайно важной основой для полного и сознание и правовая культура представителей юри- всеобщего раскрытия обсуждаемой темы является дических профессий предполагают более высокий рассмотрение и анализ определений «правосозна- уровень правовых знаний, чем у «обычных» законо- ние» и «правовая культура». Г.С. Остроумов право- послушных граждан. Объясняется это тем, что про- вое сознание трактует как специфическую форму фессиональная деятельность работников правоохра- общественного сознания, которая всегда соединяет, нительных органов, судей, адвокатов, нотариусов и сопоставляет потребности, интересы, отношения других представителей юридической сферы деятель- между людьми, условия их жизни с юридическими ности подразумевает качественную юридическую правами и обязанностями [3, с. 63]. По мнению практику; постоянную работу с законодательством; Е.А. Лукашевой, правосознание – это взгляды, пред- оказание правовой помощи, консультирование по ставления, мысли, чувства, которые выражают пони- различным юридическим вопросам; умение вовремя мание необходимости установления и функциониро- применить правовые нормы в различных ситуациях; вания определенного правового порядка в обществе наличие специального юридического образования и [4, с. 17]. Исходя из этого, можно определить право- практической подготовки. вое сознание как вид общественного сознания, кото- Не претендуя на исключительность своей пози- рый состоит из системы различных взглядов, идей ции, мы попытаемся раскрыть основные способы и мыслей, которые определяют отношение человека формирования и повышения уровня профессиональ- к правовым нормам и действующему законодатель- ного правосознания и правовой культуры представи- ству, своим законным правам и обязанностям, право- телей юридических профессий. вой деятельности. Таким образом, формирование профессиональ- Далее приведем определение правовой культуры, ного правосознания и правовой культуры вышеука- предложенное В.Д. Переваловым. По его мнению, занной категории лиц, как правило, осуществляется правовая культура – это качественное состояние пра- двумя основными способами: целенаправленно и вовой жизни общества, которое отвечает социальным, непроизвольно. духовным, политическим и экономическим призна- Для работников юридической сферы приоритет- кам развитого общества и проявляется в достигнутом ными и обязательными являются целенаправленные уровне правовой деятельности, юридических актах, способы формирования. правосознании и в целом в уровне правового разви- Основным способом является правовое воспита- тия субъекта (человека, отдельных групп, всего насе- ние. Под правовым воспитанием понимают целена- 21 Серія ПРАВО. Випуск 40. Том 1 ♦ правленную систематическую деятельность государ- Далее рассмотрим, какие же способы формирова- ства, его органов и должностных лиц, общественных ния правосознания и правовой культуры относятся объединений и трудовых коллективов с целью фор- к непроизвольным (стихийным). Уместным является мирования и повышения правосознания и правовой суждение В.Г. Гинзбурга о том, что формированию культуры [9, с. 396]. Кроме того, справедливым и правосознания и правовой культуры способствует уместным является суждение о том, что правовое вос- пропаганда права по радио, телевидении, в специ- питание не имеет целью усвоение людьми начального альных методических изданиях [7, с. 3]. Исходя из уровня правовых истин. Его конечная цель состоит этого, следует сделать вывод, что главным стихий- в формировании высокоразвитого правосознания и ным способом формирования правосознания и пра- правовой культуры [10, с. 34]. вовой культуры как представителей юридических На наш взгляд, основными формами правового профессий, так и других граждан является полу- воспитания, характерными для представителей чение правовых знаний в результате деятельности юридических профессий, являются: специальное средств массовой информации. Таким образом, юридическое образование, юридическая практика и средства массовой информации постоянно поддер- самовоспитание. живают людей в курсе событий, ознакамливают с Итак, специальное правовое образование пред- работой органов государственной власти, новыми ставители юридических профессий получают в законодательными актами, изменениями, которые высших учебных заведениях. Кроме того, важной вносятся в действующие законы, и другими право- частью юридического образования является посеще- выми событиями, которые происходят в государстве. ние курсов повышения квалификации, специальных Ещё одним стихийным способом формирова- правовых курсов, лекций, семинаров и конференций ния профессионального правосознания и правовой на правовую тематику. Качество правового образо- культуры представителей юридических профес- вания зависит от многих факторов: это и професси- сий является межличностное общение. По мнению ональная подготовка научно-педагогических кадров Е.В. Аграновской, во время общения происходит высших учебных заведений, качество обеспечения взаимообмен личным опытом, передача привычек, учебно-юридической литературой, международное навыков, форм поведения и даже образа индивида сотрудничество с другими высшими учебными заве- [8, с. 23]. Действительно, общение с коллегами, руко- дениями, привлечение практикующих адвокатов, водством, окружающими влияет на формирование судей, работников правоохранительных органов и правосознания и правовой культуры, но не всегда других лиц, работающих в юридической сфере, к с позитивной стороны. Это может быть связано с проведению занятий и т.д. тем, что каждая личность имеет свое собственное Юридическая практика предусматривает получе- индивидуальное мнение. Например, один сотрудник ние и использование собственного опыта в дальней- воспринимает принятие нового закона негативно, и шей профессиональной деятельности. Кроме того, во время общения с коллегой он передает свое нега- важным способом формирования правосознания и тивное отношение к этому закону, т.е. происходит правовой культуры является правовой опыт, кото- навязывание мнения, а не собственная, объективная, рый получают будущие представители юридических сознательная оценка норм этого закона. Поэтому профессий во время прохождения практики или ста- такой способ формирования правосознания и пра- жировки в период обучения в высших учебных заве- вовой культуры иметь право на существование, но дениях. Следует подчеркнуть, что именно за время только как вспомогательный, а не основной. практики или стажировки складывается впечатление Третьим непроизвольным способом формирова- о будущей профессии, а от того, какое оно сложится, ния правосознания и правовой культуры работников будет зависеть, возникнет ли желание продолжить юридической сферы необходимо назвать увеличе- или прекратить работу в юридической сфере. ние правового опыта. Однако, как и межличностное Самовоспитание также является важнейшим общение, увеличение правового опыта может как элементом правового воспитания представителей позитивно, так и негативно влиять на уровень право- юридических профессий. Каждый работник должен сознания и правовой культуры. Это зависит, прежде заниматься самообразованием (читать юридическую всего, от личности человека, его психологических и литературу, ознакамливаться с изменениями законо- моральных качеств. Обогащение правового опыта дательства). Смысл самовоспитания – в том, что оно может привести как к повышению уровня правосо- зависит от желания человека развиваться. Если такое знания и правовой культуры, так и к деформации желание отсутствует, то ни принудительное посеще- правосознания и снижению уровня правовой куль- ние правовых курсов, ни юридическая практика не туры. помогут сформировать высокий уровень профессио- Итак, рассмотрев способы формирования про- нального правосознания и правовой культуры. Сле- фессионального правосознания и правовой культуры довательно, самовоспитание направлено на развитие представителей юридических профессий, можно у работников юридической сферы чувства заинтере- выделить источники повышения уровня правосо- сованности к своим профессиональным обязанно- знания и правовой культуры, это: юридическая прак- стям. Самовоспитание – первый шаг к самосовер- тика; посещение курсов повышения квалификации, шенствованию, развитию себя как профессионала в правовых курсов, лекций, семинаров, конференций; избранной сфере. получение полезных правовых знаний с помощью 22 Науковий вісник Ужгородського національного університету, 2016 ♦ средств массовой информации, во время общения с ния и правовой культуры представителей юридиче- коллегами и руководством; укрепление авторитета ских профессий может послужить вывод о том, что работников юридической сферы, улучшение каче- целенаправленные и стихийные способы формиро- ства подготовки научно-педагогических кадров выс- вания должны быть взаимосвязаны, и только тогда ших учебных заведений и правового образования в уровень правосознания и правовой культуры будет целом. повышаться, а профессиональная деятельность Выводы. Общим итогом по исследованию спосо- представителей юридических профессий станет бов формирования профессионального правосозна- правомернее, объективнее и эффективнее. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 1. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицанова. – Мн. : Издательство В.М. Скакун, 1998. – 896 с. 2. Правдюк Т.И. Правовая культура и правопорядок / Т.И. Правдюк // История государства и права. – 2008. – № 7. – С. 8–10. 3. Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности: монография / Г.С. Остроумов. – М. : Наука, 1969. – 166 с. 4. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность: монография / Е.А. Лукашева. – М. : Юрид. лит., 1973 – 344 с. 5. Теория государства и права / под ред. В.Д. Перевалова. – М. : Норма, 2004. – 496 с. 6. Соколов Н.Я. Правосознание юристов: понятие, сущность и содержание / Н.Я. Соколов // Советское государство и право. – 1993. – № 10.– С. 18–25. 7. Гинцбург В.Г. Пути повышения правовой культуры / В.Г. Гинцбург, А.М. Позин. – М. : Изд-во «Знание», 1977. – 54 с. 8. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Е.В. Аграновская. – М. : Наука, 1988. – 145 с. 9. Нересянц В.С. Право и культура: [монография] / [В.С. Нерсеянц, Г.И. Муромцев, Г.В. Мальцев и др.] ; под ред. Н.С. Соколовой. – М. : Изд-во РУДН, 2002. – 423 с. 10. Агешин Ю.А. Правовые знания и культура человека (библиотечка для пропагандиста-юриста) / Ю.А. Агешин. – М. : Юрид.лит, 1973. – 64 с. 23