У дисертації обґрунтовано теоретичні положення та наведено емпіричні
дані, що розширюють наукове уявлення про особливості психології засуджених
до позбавлення волі жінок на етапі ресоціалізації. Доповнено поняття
психологічна структура особистості в період підготовки до звільнення,
визначені методи впливу на засуджених жінок в процесі ресоціалізації
засуджених. Представлені психологічні особливості досліджуваних в
залежності від типу скоєних злочинів та віку. Виявлені порушення
взаємовідносин засуджених із суспільством, порушення в емоційній сфері (стан
фрустрації), руйнування позитивних відносин з родиною, постійне перебування
в несприятливому середовищі й прилучення до традицій злочинного світу,
позбавлення самостійності при вирішенні повсякденних питань, тощо.
Удосконалено систему методів психодіагностики та психокорекції з
метою формування у засуджених жінок самостійних навичок у вирішенні
проблем на свободі. Розроблено практичні рекомендації для психологів
пенітенціарної служби щодо психологічного супроводження проходження
етапу ресоціалізації жінками, засудженими до позбавлення волі.
Запропонована та апробована тренінгова програма, спрямована на
формування та забезпечення психологічних особливостей, які виступають
умовами успішної ресоціалізації засуджених до позбавлення волі жінок,
налагодження та підтримання соціальних зв’язків, попередження рецидивної
поведінки, особистісний розвиток засуджених жінок в період ресоціалізації.
The dissertation is devoted to the theoretically-empirical research of the psychological features of the imprisoned women in the resocialization stage of their
serving sentence process. There are explored the theoretical principles and empirical
evidence, which enhance scientific understanding of the peculiarities of psychology
sentenced to imprisonment of women during resocialization.
The concept of psychological structure of personality of imprisonment women
is supplemented; methods of impact on women in resocialization process are
condemned. The psychological characteristics of imprisonment women, depending
on the type and age of the crimes committed are presented. There are revealed
violations of prisoners relationship with society, disturbances in emotional
(frustration), destruction of positive relationships with family, stay in constant
unfavourable environment and introduction to the traditions of the underworld, loss
of independence in solving everyday issues, and others.
The system and methods of psycho-correction are upgraded with the aim to
form independent skills in problem solving after their liberation of convicted women.
Practical recommendations for psychologists Penitentiary Service on psychological
support passing phase of re-socialization of women sentenced to prison are
developed.
There are proposed and tested training program aimed at creating and
providing psychological characteristics that serve terms of successful resocialization
sentenced to imprisonment of women, establishing and maintaining social
relationships, prevent recidivism behaviour, personal development of women
prisoners during resocialization.
В диссертации обоснованы теоретические положения и приведены
эмпирические данные, расширяющие научное представление об особенностях
психологии осужденных к лишению свободы женщин на этапе ресоциализации.
Представлен теоретический анализ существующих психологических подходов
к вопросам специфики, структуры и динамики личности осужденных к лишению свободы женщин на этапе ресоциализации. Проведен исторический
анализ научных представлений о личности осужденной женщины. Обобщены
методы воздействия на личность осужденных женщин в процессе их
ресоциализации. Проведен сравнительный анализ психологического
сопровождения этапа ресоциализации личности осужденных женщин в
Украине и за рубежом. Выяснено, что основными направлениями личностных
изменений у отбывающих наказание женщин являются деформация и
заострение черт характера, пассивность и несамостоятельность как следствие
режима содержания и воздействия круга общения, разрушения эмоциональных
отношений с семьями.
На материале эмпирического изучения личности 200 женщин зрелого
возраста, которые находятся на этапе ресоциализации, выявлены и
представлены психологические особенности осужденных женщин в
зависимости от типа совершенных преступлений и возраста. Показаны
личностные особенности таких женщин в сфере самосознания, психической
регуляции поведения и межличностного взаимодействия. Выявлены
особенности восприятия осужденными женщинами своего жизненного пути,
особенности их социального интеллекта, самооценки и уровня притязаний,
фрустрационного реагирования и агрессивного поведения.
Разработаны практические рекомендации для психологов
пенитенциарной службы по психологическому сопровождению этапа
ресоциализации женщинами, осужденными к лишению свободы.
Усовершенствована система методов психодиагностики и психокоррекции с
целью формирования у осужденных женщин самостоятельных навыков в
решении проблем на свободе. Предложена и апробирована программа
психологического тренинга, направленная на формирование психологических
особенностей, которые выступают условиями успешной ресоциализации
осужденных к лишению свободы женщин, восстановление и поддержку их
социальных связей, предупреждения рецидивного поведения, личностный рост
осужденных женщин в период ресоциализации. Проведена оценка
эффективности предложенной тренинговой программы.